МЧД – это электронная форма бумажной доверенности, подписанная квалифицированной электронной подписью (КЭП) руководителя организации или индивидуального предпринимателя.
Главная задача МЧД – подтвердить, что сотрудник может подписывать электронные документы от имени организации.
МЧД формируется по единой форме 003 на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС России), с помощью сервиса: «Создать и проверить доверенности в электронной форме (машиночитаемом виде)».
МЧД создается и представляется в формате XML. В ней указывается информация о доверителе, уполномоченном лице и полномочиях, которые оно получает. При этом полномочия сотрудника выбираются из классификатора полномочий. Если в классификаторе отсутствуют подходящие полномочия, их можно прописать вручную.
Использование МЧД является обязательным для всех, за исключением подписания документации квалифицированной электронной подписью руководителя организации застройщика. Руководителю организации застройщика МЧД не нужна. Он подписывает документы КЭП юридического лица.
Срок МЧД устанавливается организацией самостоятельно и прописывается в соответствующем поле формы МЧД. Если в доверенности не указан срок действия, то она сохраняет силу в течение года со дня ее составления.
Передоверие МЧД позволяет наделять сотрудника правом выпускать электронные доверенности от имени руководителя организации. При этом можно передоверить сотруднику только часть полномочий и даже установить запрет на передоверие. Процессы передоверия МЧД регламентированы ГК РФ.
Доверенности, выданные в порядке передоверия, требуется заверять у нотариуса, за исключением доверенностей, выданных руководителем организации своему заместителю, руководителю филиала или представительства.
ФНС России в сентябре 2023 года создала единственное в стране хранилище для МЧД. К реестру ФНС России подключена нотариальная палата, поэтому у пользователей есть возможность разместить в нем не только простые, но и нотариально заверенные МЧД.