Госэкспертиза Бурятии одобрила проект защиты ст. Джида от затопления водами р. Джида

Рассмотрев результаты инженерных изысканий и проектную документацию по защите станции Джида от затопления водами реки Джида Госэкспертиза Республики Бурятия выдала положительное заключение на строительство защитный дамбы длиной 5,76 км.

Река Джида – горная река, на всем своем протяжении она протекает в гористой, сильно пересеченной местности, обладает большими уклонами и бурным течением. Основную опасность представляют катастрофические дождевые паводки, которые и приводят к затоплению села Джида и одноименной станции, находящейся в этом селе. Последним паводком в июле 2006 г. территория села Джида была затоплена на 80 %. Река затопила жилые дома, объекты соцкультбыта, станцию железнодорожного пути, взлетную полосу и объекты инфраструктуры аэродрома, а также железнодорожную насыпь. При затоплении пострадали 1197 человек, 228 домов и социально-значимые объекты. Понятно, что из-за периодических затоплений осложняется проживание населения села Джида и функционирование станции Джида. 

В 60-х годах прошлого века на левобережной части долины реки Джиды была построена дамба, частично защищающая от затопления паводковыми водами улус Дырестуй и село Джида.

Проектируемая дамба берет начала от существующей дамбы и проходит по левобережной пойме. Конец дамбы будет примыкать к насыпи железной дороги Улан-Удэ – Наушки. Протяженность проектируемой защитной дамбы составляет 5,76 км.

По оценкам специалистов проектируемое сооружение позволит ликвидировать возможности подтопления населенных пунктов, создать благоприятные условия для проживания населения, сохранения флоры и фауны, снизить загрязнения реки Джиды, а также снизить затраты, связанных с проведением превентивных мероприятий во время прохождения весенних половодий, наводнений и ликвидации последствий.

Конструкция дамбы – дамба распластанного профиля, с креплением верхового откоса каменной наброской и матрацами «Рено». Средняя высота дамбы – 5 метров.

На своем протяжении вновь возводимая дамба пересечет несколько препятствий – оросительный канал, линии электропередач и кабели связи, а также грунтовые дороги. В проекте рассмотрены мероприятия по безопасному пересечению этих препятствий.

Строительство дамбы предполагается в основном за счет средств федерального бюджета (92 % от стоимости), остальное финансирование будет предоставлено республиканским и местным бюджетами.

Проект разработал: АО «Байкальский институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства», г. Улан-Удэ.

Застройщик (технический заказчик): ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия».